О предприятии

Главная / / История нового времени

История

Датой образования ОАО «140 ремонтный завод» считается 03 мая 1943 года.      

        Необычайная судьба у Открытого Акционерного Общества «140 ремонтный завод». Оно родилось в огненные годы Великой Отечественной войны и на себе испытало все тяготы и лишения военного лихолетья.

        Начало 1943 года ознаменовалось завершением Сталинградской битвы и коренным переломом в войне. Советские войска мощными и решительными ударами стали теснить гитлеровские дивизии по всему фронту. Одним из самых важных элементов всех этих наступательных операций стали танковые армии и соединения. Их применение обеспечило войскам не только решающий перевес в силах на главных направлениях, но и позволило осуществлять эффективные прорывы подготовленной обороны противника с дальнейшим развитием успеха. И в этой связи особое значение приобрел качественный и оперативный капитальный ремонт бронетехники. Но здесь существовала определенная проблема – небольшие мастерские не могли выполнить сложные восстановительные работы, поэтому большинство танков и танковых агрегатов отправлялись для ремонта в тыл на стационарные заводы. А это все занимало продолжительное время и отвлекало столь необходимые для фронта ресурсы. Требовалось каким-то образом приблизить высококачественный заводской ремонт непосредственно к линии боевого соприкосновения с противником.

     Среди немногочисленных ремонтных частей Красной Армии того периода выделялась 1-я стационарная бронетанковая ремонтная мастерская (сбтрм) Северо-Западного фронта (г. Вышний Волочек, Калининской области). Возглавлял ее талантливый инженер-майор П. П. Пономарев По его инициативе 1 сбтрм использовала передовой опыт промышленности и лучшие технологические решения Московского центрального военного ремонтного завода при освоении столь необходимого в то время капитального ремонта танковых дизелей.

      В конце февраля 1943 года П. П. Пономарев поехал в Москву к начальнику Главного бронетанкового управления (ГБТУ) РККА генерал-лейтенанту Б. Г. Вершинину с предложением – сформировать качественно новую ремонтную часть – подвижный танко-агрегатный ремонтный завод (ПТАРЗ). Основная идея состояла в том, чтобы новое предприятие могло свободно обходиться без стационарных производственных помещений и энергоустановок, действовать в любых условиях и передвигаться вслед за войсками.

    В апреле 1943 года, в самый разгар боев Великой Отечественной войны по личной инициативе Иосифа Сталина, посчитавшего, что на передовой должны функционировать не рабочие команды по ремонту военной техники, а мобильные заводы, Государственный Комитет Обороны принял постановление о создании подвижных танко-агрегатных ремонтных заводов. Так, ОАО «140 ремонтный завод» было создано на базе подвижного танко-агрегатного ремонтного завода – ПТАРЗ № 7, который был сформирован в мае-августе 1943 года по решению Государственного Комитета обороны СССР от 19 апреля 1943 года № 3211. Первый в истории ПТАРЗ № 7, руководителем которого стал инженер-майор П.П.Пономарев, главным инженером В.П.Коломиец, а главным механиком Д.И.Зверко был спроектирован, построен и сформирован в рекордные для страны сроки – всего за 105 дней. В этой работе, помимо непосредственно самого трудового коллектива 1 сбтрм и его руководства, значительную роль сыграли также бригада Центрального военпроекта во главе с архитектором К.А.Фоминым и руководство Центральных управлений и предприятий промышленности.

      Создание ПТАРЗов позволило по-новому решить вопрос капитального ремонта танков и танковых агрегатов в полевых условиях, фактически приблизило высококачественный заводской ремонт к линии фронта. Отпала необходимость транспортировки техники вглубь страны. Однако все это наложило отпечаток на работу специалистов предприятий, которым пришлось испытать на себе все тяготы и лишения суровых военных будней.

               Основу ПТАРЗ № 7 составляли четыре производственных отдела. Первый предназначался для ремонта танковых двигателей, второй – для ремонта агрегатов трансмиссии, электрооборудования, различных узлов и приборов, в третьем изготавливались и восстанавливались изношенные детали. Четвертый отдел являлся филиалом завода. Он базировался на промышленных предприятиях в освобожденных городах и периодически передислоцировался за ПТАРЗ железнодорожным транспортом. Это подразделение занималось восстановлением наиболее сложных деталей, осуществляло изготовление заготовок для деталей методом литья и штамповки. Кроме производственных отделов, в штате предприятия имелись и отделы, обеспечивающие производство – планово-производственный, технический и технического контроля, главного механика, материально-технического обеспечения. В общей сложности на заводе трудились 656 человек (офицеров – 76, солдат и сержантов – 399, вольнонаемных рабочих – 181). При этом ПТАРЗ № 7 обладал серьезным парком ремонтно-восстановительного оборудования. В первый год своего существования подвижный завод имел почти 400 единиц станочного и другого оборудования, размещаемого в специальных палатках и в кузовах автомашин и автоприцепов.

             Коллективу ПТАРЗ № 7 также пришлось пройти трудный и опасный путь. Его техники, механики, мотористы, многие из которых – закаленные в боях солдаты и офицеры Красной Армии, порой рискуя собственными жизнями, восстанавливали поврежденную в боях технику. Именно их золотыми руками было отремонтировано и введено в строй свыше 6500 танков, бронеавтомобилей и тягачей, которые приняли непосредственное участие в разгроме войск гитлеровской Германии.


За такой самоотверженный труд и образцовое выполнение заданий командования, проявленные доблесть и мужество 5 апреля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР предприятие было награждено орденом Красной Звезды.

Заслуженных наград – орденов и медалей – удостоились также более 70 % личного состава ПТАРЗ № 7.


           В июле 1948 года ПТРАЗ №7 передислоцирован в г. Борисов. А уже в декабре 1948 г. ПТАРЗ № 7 переформирован в 140 бронетанковый ремонтный завод. В период 1948 – 1968 годов 140 БТРЗ обеспечивал нужды БВО в ремонте дизельных двигателей и агрегатов трансмиссии средних танков. БВО, как округ переднего края, постоянно оснащался самым современным вооружением, в том числе и боевыми машинами пехоты БМП-1 и, соответственно, встала задача организовать их капитальный ремонт, что и было поручено 140 БТРЗ заданием начальника ГБТУ МО СССР.

          Одновременно, на основании ходатайства командования КБВО и НТВ МО СССР было принято решение о реконструкции и строительстве завода и в 1968 году начался новый этап в жизни завода и его коллектива. Не ожидая строительства новых цехов, а первый производственный корпус № 1 был сдан в эксплуатацию в 1971 году, коллектив завода в приспособленном помещении освоил капитальный ремонт БМП-1. Так из ворот завода в 1968 году вышел первый опытный образец отремонтированной БМП-1, а уже в январе 1975 года на заводе состоялся торжественный митинг, посвященный сдаче в войска тысячной БМП-1.

          Таким образом, созданные за период реконструкции и строительства производственные мощности и сложившийся коллектив позволили в дальнейшем успешно освоить в 1981 году капитальный ремонт БМП-2 и танков Т-72А, а в 1992 году и танков Т-72Б. Ежегодно танкоремонтники Борисова давали вторую жизнь тысяче боевых машин и двум с половиной тысячам дизельных двигателей.


    История нового времени

   Открытое акционерное общество «140 ремонтный завод» – одно из ведущих предприятий военно-промышленного комплекса Республики Беларусь и единственное в стране, которое осуществляет капитальный ремонт и модернизацию бронетанковой техники, узлов и агрегатов к ней. Мощная производственная база с высокотехнологическим и диагностическим оборудованием, передовыми технологиями, новыми методами организации производственного процесса и коллективом профессионалов позволяет предприятию не только восстанавливать до 85 % ресурса бронетехники, но и доводит ее боевые и эксплуатационные возможности до уровня современных требований.

    Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко дважды посетил ОАО «140 ремонтный завод». Первый приезд Президент Республики Беларусь в октябре 1995 года стал знаменательным для трудового коллектива. В ходе визита он ознакомился с историей предприятия, его современными производственными и технологическими возможностями, ассортиментом выпускаемой продукции, а также побеседовал с рабочими и специалистами. В завершении Глава государства сделал запись в книге Почетных гостей, которая хранится в музее боевой и трудовой славы завода:

«Ваше достояние – не отремонтированные и уничтоженные танки, а люди. Я прошу вас, руководителей, берегите наших людей»!

      В 2014 году завод вновь посетил Президент Беларуси А.Г. Лукашенко. Ознакомившись с производством, Глава государства отметил, что теперь многие технологически развитые страны в мире ориентированы на разработку и производство легкобронированной техники, которая позволяет выполнять различные функции и задачи. «Нам нужны мобильные машины с эффективным вооружением, которые в полной мере отвечают концепции ведения боевых действий в современных условиях», – подчеркнул тогда А.Г. Лукашенко. Также он уточнил, что специалистам ОАО «140 ремонтный завод» под силу создать и запустить в серийное производство такое современное мобильное транспортное средство.

      На сегодняшний день предприятием освоен капитальный ремонт и проводится глубокая модернизация практически всего спектра бронетехники советского производства, в том числе танков, Т-72, Т-80, бронированных разведывательно-дозорных машин БРДМ-2, бронетранспортеров БТР-60, БТР-70, БТР-80, боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2, гусеничных машин ГМ-569, ГМ-577, ГМ-579 объект 308 из состава зенитного ракетного комплекса «Бук».

       Особое внимание уделяется также разработке и выпуску перспективных образцов продукции. Усилиями заводских конструкторов были созданы уникальные в своем классе образцы техники, одним из последних является мобильное бронированное транспортное средство «Кайман». Машина уже прошла государственные испытания, подтвердив заявленные характеристики, и принята на вооружение в Вооружённые Силы Республики Беларусь.

     Активно развивает предприятие и международное сотрудничество, налаживая тесные связи, как с оборонными компаниями стран СНГ, так и фирмами дальнего зарубежья. С партнерами и заказчиками заключено уже немало взаимовыгодных контрактов на поставку восстановленной техники и ее сервисное обслуживание, а также о подготовке специалистов. Значительно расширяется и география поставок продукции и оказания услуг военного назначения, в том числе российским и казахстанским предприятиям оборонно-промышленного комплекса в рамках Единого экономического пространства. Совместно с российскими партнерами реализованы проекты по созданию современных тренажерных комплексов, которые по эффективности обучения превосходят зарубежные аналоги. В их числе тренажер механика-водителя танка ТВ-172 и мобильный комплексный тренажер экипажа танка МКТ-72.

    Являясь постоянным участником крупнейших международных выставок, ОАО «140 ремонтный завод» неоднократно награждался дипломами лауреата различных проектов «За широкую номенклатуру представленных изделий», «За успехи в области модернизации военной техники», «За современные технологии в области рационального природопользования и охраны окружающей среды»...

     С приходом новых экономических реалий на трудовом пути перед коллективом предприятия встали и новые задачи. Отлично понимая, что удержаться на высококонкурентном рынке можно лишь за счет предложения качественной и отвечающей всем современным требованиям продукции, на ОАО «140 ремонтный завод» особое внимание уделяется разработке и выпуску перспективных изделий военного и двойного назначения, соответствующих различным международным стандартам качества. Так, на базе боевых машин конструкторами завода были созданы лесопожарные машины ЛПМ-1, ЛПМ-2; аварийно-спасательные и транспортные машины «Березина» и «Алеся», универсальные тягачи «Зубр» и другие. Сегодня они успешно работают на строительных площадках, на лесозаготовках и в местах добычи нефти, на прокладке дорог и других инженерных коммуникаций в сельской местности и в условиях бездорожья не только в Беларуси, России и Казахстане, но и в других странах. Немалая часть выпущенной заводом техники предназначалась для работы в тяжелых условиях крайнего севера.

     В 2004 году предприятием был освоен капитальный ремонт и модернизация «непрофильной» продукции – гусеничных машин ГМ-569, ГМ-577, ГМ-579, объект 308 из состава зенитного ракетного комплекса «Бук». 

      В 2007 году проведена модернизация бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ-2.

      В 2009 году освоен капитальный ремонт танков Т-80Б, Т-80БВ, Т-80БВК. Помимо того, в рамках реализации перспективных проектов созданы прототипы танков Т-72 с одноканальным тепловизионным прицелом «Тисас» и БМП-2 с прицельным комплексом «Рубеж-М». Совместно с зарубежными компаниями разработаны образцы модернизированных БМП-1 («Кобра-С») и БТР-70 («Кобра-К») с боевым модулем Cobra с 30-мм пушкой. Одна из этих машин – «Кобра-К» – была удостоена серебряной медали на Международной выставке и конференции сил специального назначения SOFEX-2002, которая прошла в Аммане (Иордании).


     Оправдал себя и постоянный поиск надежных и стабильных отечественных и иностранных партнеров из других отраслей промышленности. Одним из них стала Белорусская железная дорога, для которой восстанавливалась целая серия железнодорожной техники. Кроме того, на заводе был освоен ремонт более 70 типов дизельных двигателей, как военного, так и гражданского назначения. А в рамках сотрудничества с зарубежными нефтегазодобывающими и геолого-разведывательными компаниями, заводскими конструкторами разработан уникальный в своем классе образец техники – специальный автомобиль повышенной проходимости (снегоболотоход) «Пегас». Также на базе предприятия совместно с российскими партнерами созданы современные тренажерные комплексы, которые по эффективности обучения превосходят зарубежные аналоги. В их числе тренажер ТВ-172 механика-водителя танка Т-72 и мобильный комплексный тренажер МКТ-72 для обучения экипажей танков Т-72.

     В ходе 8-й Международной выставки вооружения и военной техники MILEX-2017 предприятием была представлена еще одна перспективная разработка с высоким экспортным потенциалом – модернизированный танк Т-72БМЭ.  Эта  машина  появилась  в  результате  сотрудничества сразу нескольких предприятий – ОАО «140 ремонтный завод», ЗАО «Белтехэкспорт» и ОАО «Пеленг» и представляет собой глубокую модернизацию танка Т-72, выполненную в соответствии с требованиями, предъявляемыми к средствам вооруженного противоборства в XXI веке. Машина является фактически аналогом танков типа Т-72Б3 и Т-90 и выступает как альтернатива дорогостоящим модернизациям танка Т-72, предлагаемым различными европейскими, турецкими и израильскими компаниями

     ОАО «140 ремонтный завод» приняло участие в качестве экспонента во многих выставках как в Республике Беларусь, так на международной арене:

      Ежегодно ОАО «140 ремонтный завод» принимает участие в парадах, посвященных Дню Независимости Республики Беларусь, проводимых 3 июля.

  Пройденный заводом 80-летний путь был наполнен новаторскими идеями, передовыми технологиями, новейшими разработками и трудовыми свершениями. И этот уникальный опыт позволяет ОАО «140 ремонтный завод» удерживать статус флагмана отрасли и иметь безупречную репутацию на рынке, где особо ценится высокая марка качества и надежность продукции. Свидетельство тому – многочисленные партнеры предприятия, которые прекрасно знают, что заказ любой степени сложности здесь выполнят точно в срок, безукоризненно и с полной гарантией. А это весомый вклад в укрепление международного авторитета и имиджа Республики Беларусь.